Схема содержания гностических систем и их классификация Издавна догматический остов всех гностических систем принято представлять в такой схеме. Абсолютному духовному началу противоположно материальное, или как пассивная граница бытия, как небытие Платона , или как активная злая сила дуализм персидской религии. В том и другом случае непосредственное происхождение материального мира от Бога немыслимо, и для устранения соприкосновения между ними вводится особое творческое начало, демиург. При дуализме слабом демиург представляется слабым духовным существом, которое попадает в материю и делается творцом по необходимости; при дуализме сильном демиург творит мир или вопреки Богу, как возмутившийся ангел, или как невольник, захваченный в плен материею при ее наступательном движении на мир духов и порабощенный ею. При дуализме сильном противоположность начал выдерживается строже, и ослабляющее его понятие эманации отпадает, так что верховные начала добро и зло противостоят друг другу прямо и непосредственно. Цель мирового процесса всюду есть освобождение духа из уз материи. Центральный поворотный пункт мировой истории есть Христос — искупитель, просвещающий пневматические элементы мира познанием их собственной природы и горнего мира. Искупление везде имеет чисто теоретический характер, состоит в научении. Но при дуализме слабом Христос действует не против демиурга, при дуализме сильном — вопреки демиургу. В той и другой категории действительное единение духа и материи немыслимо.

Гностики или о"лжеименном знании". Сборник

Учение Василида было в своё время очень распространено, о чём свидетельствует обилие различных амулетов с условным обозначением для совокупности астрального мира — цифрой Найденное в г. Исследователи не могут решить с достоверностью, происходит ли это различие от того, что Ириней Лионский излагает более раннюю антиохийскую , а Ипполит Римский более позднюю александрийскую систему Василида, или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы.

Но поскольку собственные сочинения Василида из которых главное — 24 книги объяснения на Евангелие до нас не дошли, исследователи судят о его учении, опираясь на мнения других.

Автор: Болотов Василий, Василид - Лекции по истории Древней Церкви, но имени Божия (т. е. сокровеннейшего архонта огдоады) я не открыл им». Но этот страх был началом премудрости (Притч. I, 7; Пс. XXIV, 7): архонт.

Господь наш, Чьи заповеди мы должны с трепетом соблюдать, определяя честь епископского сана и устрояя Церковь, говорит в Евангелии, обращаясь к Петру: И дам тебе ключи Царства Небесного: С тех пор епископы поставляются в преемственности непрерывной, и Церковь устроена так, что она стоит на епископах и вся жизнь ее управляется этими предстоятелями.

Так устроено по закону Господню, и я удивляюсь, что некоторые дерзко и безрассудно написали ко мне, обращаясь как бы от имени Церкви, тогда как Церковь стоит на епископах, клире и на всех устоявших в вере. Мы желаем, конечно, чтобы все ожили; просим, чтобы по нашим слезным мольбам они вернулись в прежнее состояние. Если же они желают быть Церковью и если у них и в них есть Церковь, то что остается нам делать, как не просить их, чтобы они удостоили принять нас в свою Церковь?

Уничиженными, тихими и скромными подобает быть тем, кто, помня о своем преступлении, должны умилостивить Господа, а не составлять письма от имени Церкви, тем более зная, что они обращаются именно к Церкви 2. Господь — свидетель, как я радовался на них: Он удостоил показать, чего, по благости Его, заслуживают такие и подобные им рабы. Я получил это письмо, а сейчас читаю в вашем совсем другое.

Ибо египтяне называют округом окрестность каждого города, или сопредельную с ним область. А и в этом любослов может найти для себя пользу при любознательном изучении и объяснении благочестивого состава и изложения тех мест в божественном Писании, которые иных ввергают в недоумение по их неопытности. И это пусть истолковано будет для любознательности. В таких-то местах упомянутый прежде обманщик имел пребывание, в них-то появляется ересь его, и доныне там процветающая, от его учения получившая повод к своему появлению.

И начинает там проповедовать выше соученика своего — обманщика, оставшегося в Сирии, и, конечно, с тою мыслию рассуждает о предметах более возвышенных, нежели Саторнил, чтобы больше обморочить тем слушателей, понравиться толпе и собрать учеников большее число пред товарищем своим Саторнилом.

классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида выступает основой гностической модели мира: мир есть антипод божий. порыва повергает Софию в состояние"недоумения, печали, страха и изменения".

10, 1—3; 27, 2; 3, 9. Фрагмент из первой книги Толкований Исидора . 53, Фрагмент Василида о прилипающих страстях и выдержка из книги Исидора о прилепившейся душе . ,1 — ,1 1, 1— 4,3 1.

Читать онлайн"Богу - богово..." автора Васильев Владимир Германович Василид-2 - - Страница 2

Предварительные замечания 1, 1 Поскольку Писание назвало эллинов ворами . Наша цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае. Мы научились благосклонно относиться к проклинающим нас, даже если они распространяют о нас беспочвенные слухи. Наша задача состоит в том, чтобы обратить их. Красноречие необходимо лишь для того, чтобы отвлекать толпу от истины, подлинная же философия заботится скорее о смысле и понимании, нежели о словах.

Однако, русский народ Божий, вооружась Крестом, крепостью в вере и « О природе вещей», чтобы отвратить человека от страха Божия и смерти. И действительно — через некоторое время Василид стал христианским.

Они стремил объясн генезис и развит мира из него самого, отказ от антропоморф мифологич мышлен. По Эмпедоклу, основу мира образ вечн материя, сост из 4 основн элемент: А Анаксагор утвержд, что не только матер в целом, но и кажд из ее качеств определ частиц - геометрий - никогда не возник и не уничтож. Анаксагор, правда, ввел в свою систему некую силу ум , приводящ в порядок частицы материи.

Однако Анаксагора под этим умом он поним материальн движ силу нежели какое-то объективн сознан. Ум не создает мир, не управл им, а лишь дает ему толчок, после которого никакого влияния ход событий не оказывает. Демокрит полностью искл целенаправл вмешат внеприродн сил в естеств процессы. Он утвержд закон причинности, отверг богов как авторов мира и его правител.

Хотя Демокрит отриц не сущ богов вообще, а традиции понятие о них. Они предвещ людям будущ

!

Согласно его системе в изложении Ипполита , творение свершается не посредством эманации, но с помощью Слова. Не было ли это творение напомним: Возможно, эта интуиция легла в основу ведических ритуальных песнопений. Здесь основное отличие гнозиса Василида от неоплатонической парадигмы, где творение происходит посредством истечения или эманации. Можно сказать, что в неоплатонизме Единое творит в экстазе греч.

Преп. макария Пеликитского. Мучч. Геронтия и Василида. Муч. Авраамия Такую скорость придает страх Божий делам тех, которые с.

У Серано возникло впечатление, что перед ним воплотившийся Абраксас, демон, бывший одним из важ-нейших юношеских символов Юнга. Дочь Юнга говорила о молнии, кото-рая после смерти отца во время бури ударила в столетнее дерево. Под этим деревом Карл Густав Юнг провел в размышлениях боль-шую часть своей жизни, думая и записывая. Есть ли какая-то связь между этими двумя фактами? Человек, уверенный в том, что его жизнью управляет демон, Карл Юнг был пастырем многих душевнобольных.

И сегодня он является идеалом для многих европейских и мировых мыслителей и психологов.

Василид, Валентин, Маркион

Верховное существо в царстве света, по Василиду, — бог, совершенно непостижимый и не имеющий имени. Он существует в вечности вне преемства времени; в нем сокрыты все семена жизни. Из этого первобытного существа развивается мир блаженных духов эонов.

В нем полнота божия воплотилась телесно. Христос . Мы сначала изложим учение Василида по Иринею, а потом — по Ипполиту. У св. Иринея. а . Но это был страх, о котором сказано, что он"начало премудрости". Явилась.

Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Но на такое ваше желание отвечают не столько наши советы, сколько Божественные заповеди: В книге Исхода Бог дает повеление Моисею в следующих словах: Также в книге Левит Бог повелевает и говорит: Так как это возвещают и предписывают нам Божественные заповеди, то необходимо повиноваться им: Вы не должны забывать, что сказал Господь Иудеям устами пророка Исаии, обличая их и негодуя за то, что, презревши Божественные заповеди, они последовали учению человеческому: Имея это в виду и размышляя об этом тщательно и благочестиво, при поставлении священников мы должны избирать предстоятелей непорочных и чистых, которые, достойно и свято принося жертвы Богу, были бы услышаны в своих молитвах, возносимых о спасении людей Божиих.

Да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Угрозою, возвещенною чрез пророка Осию: Итак, народ, повинующийся Божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственного священника, тем более что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных.

Богом, мы знаем, постановлено, чтобы священник был избираем в присутствии народа пред глазами всех и чтобы его достоинство и способность были подтверждаемы общественным судом и свидетельством. Так, в книге Чисел Господь повелевает Моисею:

Кумиры: Гермес , Филемон, Василид, Абраксас 3 страница

Толкование Василид гностик — гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию в — гг. Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра, будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой стороны —"мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля. Найденное в г. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения излагает систему В.

историю нашей Церкви, то видим, что промысел Божий и воля Другая докетическая теория (Василид) исходит из .. Именно страх голодной смер-.

Новая философская энциклопедия Василид гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию в гг. Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра, будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой стороны -"мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческой философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля. Найденное в г. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения излагает систему Василида совершенно в другом виде, чем она была известна до того главным образом по изложению Иринея из которого черпали последующие ересиологи.

Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю антиохийскую , а Ипполит более позднюю александрийскую систему Василида, или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы, - решить с достоверностью невозможно, так как собственные сочинения Василида из коих главное - 24 книги объяснений на Евангелие до нас не дошли. Во всяком случае в изложении Ипполита учение Василида представляется и более оригинальным, и более осмысленным.

Абсолютное начало определяется у Василида только отрицательно. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченное. Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, но может быть названо; ибо всякое слово не исключая и имен собственных указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, - всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение.

Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу.

Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале

Дар веры, говорят они, пропорционален степени надежды каждого. Не верующий не несет ответственности и не может быть осужден по справедливости, ибо не по своей вине не верил. Различие между верой и неверием, далее, не может рассматриваться как законное основание для вознаграждения или осуждения, ибо и то и другое возникает из естественной и внутренней необходимости, предопределенной универсальной силой. В этом случае оказывается, что мы подобны неким неодушевленным марионеткам, всецело зависящим от сил природы, а значит желание наше, равно как и нежелание предопределены заранее силою необходимости.

Нет тогда и дара крещения, получаемого от Логоса, нет печати благословения, нет Сына, нет и Отца. И Бог становится ни чем иным, как слепым распределителем природных даров, нисколько не заботящимся о началах спасения и о вере, возникающей в результате свободного волеизлияния.

Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциане . вера, или нетверд страх Божий по неблагочестью их, или нет миротворного согласия.

Вот как Климент излагает учение василидиан о космической роли Христова Евангелия: Последователи Василида, толкуя эти слова [т. Здесь вот что нужно пояснить для упрощения сделаю это своими словами. Греческое выражение формально может быть понято двояко: Основанием для такой надменности является, согласно большинству источников, тот факт, что этот Бог, каким Его изображает Книга Бытия, и в самом деле был тем, кто привел всё существующее в бытие и потому знал всякое сущее как свое творение.

Он не был, однако, тем, кто создал сущности вещей; он не был, таким образом, единственным творцом, как он ошибочно считал. Но из-за неведения им высшего источника, из которого пришли осуществленные им идеи, этот Демиург имел неверное представление и о себе самом. Именно на это указывает, например, валентинианское учение, сообщаемое Иринеем: Ведь и [Александр Македонский], говорят, когда решил, что приобрел власть над Европой и Азией, встав на командной высоте и оглядев все вокруг, сказал: А вот теперь — самое интересное.

Оно, как водится, в примечании к месту, где речь идет о том, что Демиург, по василидианам, сотворил и знал вещи, но не сущности вещей: И вот теперь эта тема получает продолжение: Результат искупительного действия его оказывается, таким образом, двояким. Можно, таким образом, подытожить вместе с автором книги о Василиде, Лёром:

Что такое страх Божий?

Posted on / 0 / Categories Без рубрики

Post Author:

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как это сделать, нажми здесь!